Анализ пространственного движения самолета, оснащенного ССУ
Современные самолеты широко оснащаются системами улучшения устойчивости и управляемости (СУУ) [8, 13, 26, 24]. Для пространственных маневров самолета характерно существенное изменение параметров движения, что при анализе динамики самолета с СУУ приводит к необходимости учитывать нелинейные свойства таких систем, в частности, учитывать величину угла отклонения органов управления от СУУ. В этой связи все виды СУУ можно разделить на две большие группы:
— СУУ с исполнительными приводами малого хода;
— СУУ с исполнительными приводами большого хода.
Типичными представителями СУУ малого хода является демпферы колебаний по тангажу, рысканию и крену. Такие системы при энергичных маневрах самолета по крену практически находятся на ограничениях по отклонению, если в их структуре не предусмотрены соответствующие меры типа использования высокочастотных фильтров. В связи с этим анализ воздействия таких устройств на динамику самолета может производиться изложенными ранее методами с учетом постоянного отклонения органов управления от СУУ.
В качестве примеров СУУ с исполнительными приводами большого хода рассмотрим статические системы продольного и путевого управления и астатические гироскопический и перегрузочный автоматы продольного управления ИЗ]. Для таких систем характерно, что в зависимости от рассматриваемого маневра, они могут работать как в линейной области отклонений рулевых поверхностей, так и выходить на предельные отклонения, что необходимо учесть в исследованиях динамики самолета.